• Сервисы
  • Тарифы
  • Партнерам
  • Блог
  • Полезное
    Эксперты
    Найдите эксперта Vakas-tools, который поможет вам настроить и автоматизировать процессы в вашей онлайн-школе.
    Отзывы
    Истории решения проблем от наших клиентов при помощи сервиса Vakas-tools.
    Сообщество
    Задавайте вопросы, делитесь знаниями с другими пользователями Vakas-tools.
    Документация
    Текстовые и видео-инструкции сервиса Vakas-tools.
    Заказать настройку
    Доверьте технические настройки нашим сециалистам.
  • Подробный гайд по созданию drip-цепочки писем для онлайн-курса

    Подробный гайд по созданию drip-цепочки писем для онлайн-курса

    Drip-цепочка писем – это серия автоматизированных email-сообщений, которые отправляются подписчикам или клиентам по заранее заданному сценарию и расписанию. Грамотно выстроенная цепочка помогает прогревать аудиторию до покупки, успешно онбордить новых студентов после оплаты, сопровождать их и мотивировать во время обучения, а также корректно завершить коммуникацию, предлагая следующий шаг (апселл, продление или сбор отзывов). Ниже мы подробно рассмотрим каждую из этих стадий и приведем рекомендации по структуре писем, их частоте, примеры тем и лучших практик, основанных на зарубежном опыте.

    Прогрев до покупки (lead nurturing перед продажей курса)

    Статистика: welcome-письма (первые письма после подписки) генерируют в 4 раза больше открытий и в 5 раз больше кликов по сравнению с обычными маркетинговыми рассылками. Это делает серию приветственных и прогревающих писем крайне важной для успеха кампании.

    Цель этапа прогрева – выстроить доверие и интерес потенциального ученика, подготовить его к покупке вашего онлайн-курса. Как правило, прогревающая drip-рассылка запускается после того, как человек подписался на вашу рассылку (например, оставил email ради бесплатного материала – lead magnet). На этом этапе вы постепенно даёте ценность и демонстрируете экспертность, чтобы подвести подписчика к решению о приобретении курса​.

    Структура и содержание писем: зарубежные практики показывают, что оптимально отправить 5–10 писем на этапе прогрева​. Начните с серии welcome-писем (обычно 3–5 писем), в которых вы знакомите подписчика с брендом и даёте обещанный бонус. Первый email должен прийти сразу после подписки – поблагодарите за интерес, доставьте обещанный лид-магнит (например, PDF, чек-лист) и кратко представьте себя и ценность вашего курса. Например, в первом письме можно задать вопрос для вовлечения: «Расскажите, какая у вас самая большая трудность в [ниша]?» – это простимулирует ответ и диалог с потенциальным клиентом.

    Дальнейшие письма прогревающих серий могут включать:

    1. История эксперта/бренда: поделитесь личной историей, своим путём и тем, как вы пришли к созданию курса. Цель – показать вашу экспертизу и вдохновить читателя, продемонстрировать, что вы понимаете его проблемы​.
    2. Полезный контент (Free value): 2–4 письма с практическими советами, небольшими уроками, ссылками на полезные статьи или видео по теме курса. Такой контент даёт пользу авансом и укрепляет доверие. Например, «3 совета, как начать говорить на английском уже сейчас» – если ваш курс по языку.
    3. Кейсы и отзывы: поделитесь 1–2 историями успеха ваших предыдущих студентов (если есть). Покажите, с какими вызовами они столкнулись и каких результатов добились благодаря вашему курсу​. Это социальное доказательство эффективности.
    4. Мягкий призыв (soft invitation): под конец серии прогрева дайте понять, что у вас есть платный курс. Можно пригласить подписчика в лист ожидания запуска курса или на бесплатный вебинар/презентацию курса. Это ненавязчиво готовит к продаже.

    Частота отправки: интервал между письмами прогрева обычно составляет от 1 до 3 дней – достаточно часто, чтобы удерживать внимание, но не перегружать. Зарубежные маркетологи часто выстраивают последовательность практически ежедневных писем в первую неделю после подписки​. Например, возможна такая схема: сразу после подписки – welcome-письмо, через 2 часа – дополнительное письмо с спецпредложением (tripwire) по очень низкой цене, на следующий день – письмо с вашей историей, еще через день – полезные советы, далее через 2 дня – еще ценный контент и т.д.​. Вы можете адаптировать график под свою аудиторию; главное – постоянный контакт в первые ~7–10 дней.

    Примеры тем писем (заголовков): тема письма должна привлекать внимание и отражать ценность содержания. Вот несколько вариантов, ориентированных на прогрев потенциального студента онлайн-школы:

    1. «Ваш путь к успеху начинается здесь»​ – интригующий посыл о начале положительных изменений.
    2. «Готовы начать своё приключение?» – побуждает читателя задуматься о старте нового обучения.
    3. «Как [достижение цели] за 7 дней: мой опыт» – обещание конкретной пользы (например, «Как заговорить на английском за 7 дней: мой опыт»).
    4. «3 шага, чтобы [решение проблемы]» – цифры в теме привлекают внимание (например, «3 шага, чтобы перестать прокрастинировать»).
    5. «История успеха: как Стас удвоил доход после нашего курса» – элемент социального доказательства и любопытства.

    Комбинируйте информативные и цепляющие заголовки. Помните, цель – чтобы подписчик открыл письмо. Используйте вопросы, обещания выгоды, персонализацию (например, по имени) и другие техники. Зарубежные специалисты советуют, к примеру, задавать вопросы в теме или намекать на историю – это повышает открываемость​.

    Плавный переход к продаже: после серии ценностных писем переходите к явному приглашению приобрести курс. Часто последнее (или предпоследнее) письмо прогрева – это презентация вашего курса и призыв к действию: зарегистрироваться на курс, получить скидку раннего бронирования и т.п. Это можно сделать как отдельное письмо-продажник или через серию запуска (launch sequence), когда вы объявляете набор на курс. Например, вы сообщаете, что открыта запись на курс (если у вас модель запусков с ограниченным окном продаж) – и далее запускаете следующую цепочку писем, посвященных уже запуску/продаже курса.

    Онбординг (welcome-серия после покупки)

    После того как человек оплатил онлайн-курс, очень важно правильно встретить его и провести через первые шаги – это задача onboarding-серии писем. Онбординг помогает новому студенту разобраться, что делать дальше, как получить максимум пользы от курса, и создает позитивное впечатление о вашей онлайн-школе с первых дней обучения.

    Цель онбординга – поприветствовать нового клиента, помочь ему освоиться и вовлечься. Здесь фокус смещается с продажи на заботу о студенте: вы уже получили оплату, теперь нужно оправдать ожидания и заложить основу для успешного прохождения курса.

    Какие письма нужны и когда их отправлять: оптимально отправить 1–3 письма в рамках онбординга. Примерный план онбординг-серии:

    Мгновенное «Спасибо и добро пожаловать»:

    сразу после оплаты курса студент должен получить письмо с благодарностью за покупку (Thank You email)​. В этом письме подтвердите, что оплата прошла успешно, поздравьте с правильным решением и выразите радость видеть его среди учеников. Можно добавить мотивационный тон: подчеркните, что впереди его ждет интересное обучение и результаты, например: «Вы сделали отличный шаг к [результат], добро пожаловать!». Также приведите ключевую информацию для старта: как зайти в личный кабинет на платформе (доступ к LMS), логин/пароль или инструкции по входу, ссылку на программу курса. Это письмо должно вселить уверенность, что студент не ошибся в выборе​.

    Руководство по началу обучения (через 1 день):

    следующим письмом, спустя день после приветственного, отправьте подробное онбординг-руководство.

    В нем перечислите:

    1. Структуру курса: из каких модулей и уроков он состоит​.
    2. Расписание доступа к материалам: если курс дриповый (материалы открываются постепенно), укажите даты открытия модулей. Если же курс доступен целиком сразу – посоветуйте оптимальный темп прохождения.
    3. Ссылки на сообщество или группу поддержки: например, чат в Telegram или форум для студентов, где можно задавать вопросы​
    4. Контакты службы поддержки или куратора курса: куда обращаться при технических проблемах или вопросах по материалу.
    5. Дополнительные ресурсы: возможно, у вас есть FAQ, база знаний или введение в курс в видео-формате – поделитесь ими.

    Такое письмо студент может сохранять и обращаться к нему при необходимости. Его задача – избавить новичка от растерянности и дать дорожную карту, «что делать дальше». Например, тема письма: «Как начать обучение: инструкция для новых студентов».

    Чекин и первые советы (через 3–7 дней):

    через несколько дней после старта отправьте письмо с вопросом, всё ли получается и нет ли сложностей. Это своего рода check-in: «Как идут дела на курсе? Нужна ли помощь?». В этом же письме можно дать советы по эффективному обучению: например, как планировать время на уроки, напомнить о важности выполнять практические задания. Цель – показать, что вы заботитесь о прогрессе ученика. Если курс предполагает определенные вехи в первую неделю (например, пройти вводный модуль или выполнить маленькое задание), подчеркните это: «Уже прошли вводный урок? Если нет – самое время, он даст базу для дальнейшего материала.».

    Онбординг-цепочка может быть короткой, но она заложит тон дальнейшего взаимодействия. Важно распределить письма в течение первой недели-двух после покупки – не отправляйте всё в один день, дайте время на ознакомление. Также убедитесь, что тон писем дружелюбный и поддерживающий. В зарубежной практике отмечают, что welcome-серия для новых клиентов может существенно повысить их вовлеченность: такие письма повышают открываемость и создают позитивный настрой с самого начала взаимодействия.

    Сопровождение и мотивация во время обучения

    Когда студент приступил к занятиям, задача серии писем – сопровождать его на протяжении курса, удерживать мотивацию и помогать дойти до конца. Это особенно важно, потому что, по статистике, до 85% студентов не завершают онлайн-курсы до конца. Причины разные – нехватка времени, снижение интереса, сложности с материалом – но правильно выстроенная коммуникация поможет значительно повысить процент прохождения.

    Цели писем на этом этапе: (1) держать ученика вовлеченным, (2) предоставлять поддержку и дополнительную ценность, (3) предупреждать отвал (ситуации, когда ученик забросил курс). Сопровождение может включать плановые рассылки и триггерные письма, основанные на поведении ученика.

    Вот элементы эффективной программы сопровождения, применяемые зарубежными онлайн-школами:

    Регулярные чек-ины (еженедельно):

    рекомендуется хотя бы раз в неделю отправлять письмо с проверкой прогресса и короткими подсказками. Например: «Как успехи на второй неделе курса? На этой неделе вы изучили ___, не забудьте применить эти знания на практике. Если возникли вопросы – смело отвечайте на это письмо или задайте в нашем чате.». Такие письма служат напоминанием продолжать обучение и дают ощущение присутствия наставника. Если курс модульный, полезно перед началом каждого нового модуля присылать письмо с анонсом: что в нём будет, чего ждать и как подготовиться. Это разжигает интерес к следующему этапу обучения.

    Полезные добавки и вдохновение:

    включайте в рассылку дополнительные материалы по теме курса – статьи, видео, чек-листы, которые помогут глубже понять тему. Можно делиться историями успеха других учеников, которые уже применили знания и получили результат. Например: «История: как наш выпускник Иван за месяц после курса запустил свой проект» – это мотивирует продолжать обучение, показывая реальное «что возможно». Также хорошо работают мотивационные письма: цитата, короткий совет по тайм-менеджменту для учащихся, напоминание о цели, ради которой студент пришел на курс. Цель – подбодрить на середине пути, когда первоначальный энтузиазм может спадать.

    Напоминания о заданиях и дедлайнах:

    если курс содержит домашние задания, проекты или контрольные точки, отправляйте письма-напоминания. Например: «Не забудьте выполнить задание к Модулю 2 до пятницы». Или если предстоит вебинар/созвон в рамках курса: «Завтра в 19:00 МСК – прямой эфир с разбором ваших вопросов. Присоединяйтесь!». Такие письма повышают уровень выполнения заданий и посещаемости мероприятий курса.

    Триггерные письма при снижении активности (re-engagement):

    очень важная часть – отследить, если студент перестал проявлять активность. Например, он не заходит на платформу в течение, скажем, 7–10 дней, или пропустил несколько уроков. При таких триггерах автоматически отправляется письмо серии «Мы скучаем». В нём стоит мягко напомнить о курсе и спросить, не возникло ли проблем​. Формат: «Заметили, что вы давно не заходили на платформу. Столкнулись с трудностями или просто не хватает времени? Дайте знать, мы готовы помочь разобраться.»​. Цель – понять причину отставания и вернуть человека к обучению. Возможно, ему что-то непонятно или нужна мотивация – предложите решение (например, дополнительную консультацию, перенос сроков, техническую помощь и т.д.). Реактивационные письма показывают, что вам небезразличен успех ученика, и могут вернуть значительную часть «отваливших» студентов обратно в процесс.

    Для реализации таких триггеров вам понадобится либо LMS-платформа с функцией автоматических писем, либо интеграция email-сервиса с платформой курса. Например, GetCourse позволяет настраивать автоматические правила, или можно связать внешнюю систему рассылки с данными о входах/прогрессе через интегратор Vakas-tools.

    Частота и формат:

    помимо триггерных уведомлений, плановые письма обычно отправляются раз в неделю (если курс длится несколько недель) либо перед каждым новым модулем/уроком. Старайтесь не перегружать: студент и так получает информацию на курсе, поэтому 1 письмо в неделю + редкие дополнительные напоминания – хорошее правило. Формат писем должен быть дружелюбным, наставническим. Обращайтесь по имени, пишите от первого лица (от автора курса или куратора), чтобы создать ощущение личного сопровождения.

    В итоге, благодаря такой поддерживающей серии, ваш ученик с большей вероятностью дойдет до финала курса и почувствует себя частью сообщества, а не брошенным один на один с материалами.

    Завершение цепочки и следующий шаг (апсейл, продление, отзывы)

    Когда студент завершил основную программу (или подходит к завершению), наступает момент корректно закрыть текущую цепочку писем и предложить дальнейшие варианты взаимодействия. Это важный этап: с одной стороны, вы празднуете успех учащегося, с другой – не упускаете возможности для апселла (предложения дополнительных продуктов) и получения обратной связи.

    Финальные письма курса обычно включают следующие элементы:

    Поздравление с завершением:

    отправьте письмо, когда студент прошел последний модуль или когда подходит конец отведенного времени обучения. Поздравьте с достижением результата: «Вы успешно завершили курс! Поздравляем с этим достижением!». Можно перечислить, что он освоил, и подчеркнуть, какой он молодец. Если выдаётся сертификат – сообщите, как его получить. Такое письмо создаёт чувство завершенности и праздника.

    Запрос отзыва/кейса:

    практически сразу после окончания обучения (в тот же день или через 1–2 дня) попросите выпускника поделиться мнением о курсе. Зарубежные эксперты советуют сделать это через короткий опрос или простые вопросы, чтобы повысить отклик. Например, дайте ссылку на Google Form с 2-3 вопросами: «Что было самым ценным? Чего не хватало?». Либо попросите ответным письмом написать пару строк о впечатлениях. Объясните, что его отзыв поможет вам улучшить программу и вдохновить других (можно упомянуть, что самые активные получите бонус). Отзывы и кейсы успеха чрезвычайно ценны для маркетинга ваших будущих запусков, поэтому этот шаг обязателен. Не все откликнутся, но даже 5–10% отзывов дадут вам материал для соцдоказательства.

    Предложение продолжить обучение (апсейл/продление): после завершения курса ученик – ваш самый лояльный и «разогретый» клиент. Велика вероятность, что он готов рассмотреть следующее предложение. Это может быть:

    1. Апселл – более продвинутый курс, коучинг, менторская программа или любой “следующий уровень” вашего продукта. Логично предлагать то, что дополняет пройденный курс. Например: «Теперь, когда вы освоили базу, приглашаем в продвинутый курс для продолжающих». Если есть возможность, предложите специальные условия для выпускников (скидку, приоритетную запись и т.п.) и подчеркните выгоды продолжения обучения​. Зарубежная практика показывает, что лучше делать такое предложение вскоре после окончания курса, пока у выпускника ещё свежий энтузиазм​.
    2. Продление доступа или подписки: если курс с ограниченным доступом по времени, можно предложить продлить доступ к материалам или перейти на тариф с длительной поддержкой. Например, «Продлите доступ к новым материалам на 6 месяцев со скидкой для выпускника».
    3. Смежный продукт (кросс-селл): возможно, у вас есть другие курсы схожей тематики. Предложите выпускнику то, что может быть ему полезно. «Вы прошли курс по маркетингу – предлагаем курс по продажам, он отлично дополняет полученные знания.».

    Важно: подобное письмо-продажа должно быть очень тактичным и релевантным. Начните с похвалы достижения и лишь затем переходите к: «Мы видим ваш потенциал расти дальше, поэтому подготовили для вас продолжение…». Если ученик не заинтересуется – не давите, предложите ему альтернативу, например, оставаться подписчиком вашей рассылки для получения полезного контента.

    Призывать к вовлечению и рефералам:

    еще один завершающий штрих – мотивировать выпускника рассказать о вас другим. Например, организуйте реферальную программу: предложите бонус или скидку за рекомендацию курса друзьям​. Письмо может гласить: «Если курс был вам полезен, расскажите коллегам или друзьям. За каждого приглашенного мы дарим 10% скидку на следующий ваш курс.». Это не только может принести новых клиентов, но и увеличивает лояльность самого студента (он становится вашим амбассадором). Также пригласите его следить за вашими новостями, вступить в открытое сообщество выпускников, чтобы сохранить связь.

    Корректное завершение цепочки: после того, как финальные письма отправлены, убедитесь, что вы не продолжаете слать старые триггерные письма этому выпускнику (например, напоминашки о невыполненных уроках уже неуместны). Переведите его в другую категорию вашей аудитории. Например, добавьте в общую рассылку новостей или в сегмент «выпускники». В последующих коммуникациях можно изредка присылать полезный контент, поздравлять с праздниками, информировать о новых курсах. Если же человек не откликается и не взаимодействует, через какое-то время имеет смысл вывести его из активной базы (провести sunset-sequence и перестать слать письма, чтобы не раздражать)​. Но на этапе сразу после курса старайтесь предложить максимум возможностей остаться с вами.

    Подытоживая, завершение drip-цепочки – это не просто точка, а запятая: возможность конвертировать ученика в повторного покупателя и получить социальное доказательство в виде отзывов. Делайте это деликатно, с уважением к достигнутому результату, и тогда последний аккорд вашей email-кампании оставит приятное послевкусие у аудитории.

    Рекомендуемое количество писем и интервалы

    Каждая онлайн-школа может слегка варьировать длину и частоту цепочки, но на основе лучших практик можно дать такие рекомендации по объему рассылки и таймингу на каждом этапе:

    1. Прогрев до покупки: порядка 5–8 писем (включая welcome-серию) в течение 1–2 недель до презентации курса. В первые 3–4 дня письма можно отправлять ежедневно (особенно если подписчик только что пришел через лид-магнит)​, затем – через день. Цель – регулярно напоминать о себе на “разогреве” интереса, но не уйти в спам.
    2. Онбординг после оплаты: обычно 2–4 письма в первую неделю после покупки. 1-е письмо – сразу, 2-е – на следующий день, 3-е – в конце первой недели. Далее, если курс длинный, можно считать часть писем сопровождения тоже продолжением онбординга. Но ключевые указания и поддержку желательно выдать в первые 7 дней, пока ученик наиболее внимателен к вашим инструкциям.
    3. Сопровождение и мотивация: рекомендуется слать еженедельные письма на протяжении всего курса (например, если курс длится 4 недели – то 4 письма). Дополнительно настроить триггерные письма при определенных событиях: отсутствие логина N дней, приближение вебинара, завершение модуля и т.д. Частота не должна превышать ~1 в неделю плановых + редкие автоматические напоминания, чтобы не перегрузить студента информационно.
    4. Завершение и следующий шаг: обычно 2–3 письма после окончания курса. 1-е – в день завершения (поздравление и/или опрос), 2-е – через несколько дней (апселл или предложение продолжения), 3-е – через неделю (например, напоминание про апселл со скидкой, либо благодарность и приглашение в реферал/сообщество). Не растягивайте эту финальную серию больше чем на 1–2 недели после курса, чтобы предложение было актуально, а обратная связь собрана по горячим следам.

    Конечно, цифры могут меняться в зависимости от типа курса и поведения аудитории. Главное – сохранять логику и последовательность: вести человека шаг за шагом, не забрасывать слишком быстро и не пропадать надолго. Регулярность и релевантность – вот ключевые принципы интервалов между письмами.

    Инструменты автоматизации и интеграция с платформой

    В российских реалиях также применяют сервисы SendPulse, UniSender, Notisend.

    Выбор инструмента: важно, чтобы платформа рассылок поддерживала automation (автоматизацию) – возможность задавать триггеры (события) и последовательности писем. Выбирайте сервис исходя из бюджета, удобства интерфейса и его интеграции с вашей платформой курса.

    Интеграция с LMS/CRM: чтобы ваши письма отправлялись в нужные моменты (например, покупка курса, прохождение модуля, отсутствие активности), необходимо связать систему рассылок с платформой, на которой обучаются студенты (LMS). Онлайн-платформа GetCourse широко используется в России для ведения курсов и уже имеет встроенную систему email-рассылок. Однако, если вы хотите задействовать внешние инструменты, можно настроить интеграцию через специальные сервисы-посредники. Один из них – интегратор Vakas-tools, инструмент для автоматизации процессов в онлайн-школах.

    Vakas-tools, по сути, работает как конструктор интеграций: с его помощью можно связать GetCourse с внешними сервисами и настроить обмен данными и событиями. В Vakas-tools уже предусмотрены готовые подключения ко многим сервисам рассылок (SendPulse, SendGrid, UniSender и др.), благодаря которым можно автоматически запускать отправку писем по расписанию или при наступлении определенного события на платформе. Проще говоря, через Vakas-tools вы настраиваете: “если в GetCourse произошло X (например, новая покупка курса, либо пользователь не зашел N дней), то в моем email-сервисе выполняем Y (добавляем в определенную drip-цепочку или отправляем отдельное письмо)”.

    Помимо Vakas-tools, существуют и другие интеграторы: например, Albato, ApiX-Drive, ApiMonster – они также позволяют связать GetCourse или любую другую LMS/CRM с внешними рассыльщиками через API и вебхуки. Выбор инструмента зависит от конкретных потребностей и бюджета, но суть одна: обеспечить бесшовную работу вашей воронки.

    Если ваша школа использует только функционал GetCourse, вы можете построить цепочки писем внутри нее (GetCourse позволяет создавать авто-серии писем по триггерам). Однако сторонние сервисы часто дают больше шаблонов, аналитики и возможностей сегментации. Поэтому интеграция имеет смысл, чтобы объединить лучшее от обеих систем: данные об ученике и его прогрессе из LMS + мощь специализированного email-маркетинга.

    Используя данный гайд, вы сможете шаг за шагом выстроить эффективную drip-рассылку для вашего онлайн-курса

    Помните, что email-маркетинг – это во многом про отношения с аудиторией. Говорите с людьми на одном языке, давайте ценность, вовремя реагируйте на их действия – и ваши автоматические письма станут продолжением личного диалога с каждым студентом. Удачи в настройке кампании и высоких вам конверсий!

    Другие материалы
    Курсы для продолжающих: в чём особенность и как продавать
    Статья
    15 мая 2025
    Курсы для продолжающих: в чём особенность и как продавать
    В этом гайде мы подробно рассмотрим особенности работы с уже обучавшимися студентами, проанализируем популярные ниши 2024 года по данным GetCourse, поделимся эффективными стратегиями и воронками продаж (в том числе из зарубежного опыта), а также покажем,
    Алена Еромина
    Алена Еромина
    15+ интерактивных сервисов для онлайн-курсов
    Обзор
    14 мая 2025
    15+ интерактивных сервисов для онлайн-курсов
    Онлайн-уроки становятся гораздо интереснее, если дополнить их интерактивными заданиями. Существует множество сервисов, которые помогают методистам и владельцам онлайн-школ создавать «вау»-уроки, вовлекая студентов активным участием.
    Анастасия Кащева
    Анастасия Кащева
    Бесплатные сервисы для здоровья фрилансеров, работающих за компьютером
    Обзор
    12 мая 2025
    Бесплатные сервисы для здоровья фрилансеров, работающих за компьютером
    Многие фрилансеры часами сидят за компьютером, что негативно сказывается на здоровье. Длительное отсутствие пауз приводит к перенапряжению глаз, болям в спине и шее, стрессу и другим проблемам.
    Анастасия Кащева
    Анастасия Кащева
    Получить сценарии автоматизации на почту