15+ интерактивных сервисов для онлайн-курсов

Онлайн-уроки становятся гораздо интереснее, если дополнить их интерактивными заданиями. Существует множество сервисов, которые помогают методистам и владельцам онлайн-школ создавать «вау»-уроки, вовлекая студентов активным участием. Ниже мы рассмотрим более 15 популярных инструментов, расскажем, что с их помощью можно делать, приведем примеры использования и укажем, сколько каждый сервис стоит (многие имеют бесплатные версии).
Сервис |
Страна |
Языки |
Стоимость |
Wordwall |
Великобритания |
Русский, Английский и др. |
Бесплатно (до 3 заданий), от $6.48/мес за подписку |
LearningApps |
Швейцария / Германия |
Русский, Немецкий, Английский и др. |
Бесплатно |
Quizlet |
США |
Русский (частично), Английский и др. |
Бесплатно, Plus от $35.99/год |
Genially |
Испания |
Английский, Испанский |
Бесплатно, Pro от $7.49/мес |
OnlineTestPad |
Россия |
Русский |
Бесплатно |
Explain Everything |
США / Польша |
Английский |
Бесплатно (ограничено), от $69/год |
Flippity |
США |
Английский |
Бесплатно |
Miro |
Россия / США |
Русский (частично), Английский |
Бесплатно (до 3 досок), от $8/мес |
Cacoo |
Япония |
Английский |
Бесплатно (до 6 диаграмм), от $6/мес |
MindMeister |
Германия / Австрия |
Английский |
Бесплатно (до 3 карт), от $5.99/мес |
Infogram |
Латвия / США |
Английский |
Бесплатно (до 10 проектов), от $19/мес |
Tricider |
Германия |
Английский |
Бесплатно |
MadTest |
Россия |
Русский |
Бесплатно |
H5P |
Норвегия |
Зависит от платформы (есть русский) |
Бесплатно (open-source), H5P.com — платно |
Wordwall (Великобритания)
Что делает:
Позволяет создавать интерактивные игры: викторины, «Лабиринты», «Кто хочет стать миллионером».
Как использовать:
Преимущество Wordwall – огромная библиотека готовых заданий от сообщества. Можно найти готовую игру, скопировать ее к себе и при необходимости отредактировать под свой курс. Преподаватели языков создают игры для отработки словаря (соответствие слов и картинок, «колёса фортуны» и др.), а математики - головоломки и соревнования по решению примеров. Платформа поддерживает режим соревнования с таймером и таблицей лидеров.
LearningApps (Швейцария / Германия)
Что это: LearningApps.org – полностью бесплатный онлайн-сервис, где можно создавать интерактивные упражнения самых разных видов.
Что делает:
Шаблоны упражнений: соответствие, кроссворды, тесты, пазлы.
Как использовать:
LearningApps имеет библиотеку примеров, и даже без регистрации можно брать чужие упражнения и встраивать их в свои уроки. Методист копирует готовую викторину по географии и адаптирует под свой курс. Также можно встроить упражнения на сайт или в LMS и отслеживать успехи студентов.
Quizlet (США)
Quizlet – один из самых известных сервисов для создания учебных флеш-карт и игр. С его помощью можно делать наборы терминов с определениями, которые ученики будут учить через разные режимы: классические флеш-карточки, тесты, игры на соответствие и т.д.
Что делает:
Создание флеш-карт, игр, тестов.
Как использовать:
Учителя применяют Quizlet для регулярного тренинга памяти – например, в онлайн-курсе по медицине можно создать набор терминов анатомии, и студенты будут ежедневно практиковаться с карточками.Учителя применяют для запоминания терминов, а также используют режим Quizlet Live — командная игра в реальном времени. Студенты сами создают карточки и обмениваются ими.
Genially (Испания)
Genially – универсальный инструмент для создания интерактивного контента: презентаций, инфографики, викторин, обучающих модулей. Фактически это конструктор, позволяющий делать яркие визуальные проекты с анимацией, кликабельными элементами и встроенным мультимедиа.
Что делает:
Создание интерактивных презентаций, квестов, инфографики.
Как использовать:
Возможности Genially очень широки – это находка для креативных методистов. Например, можно создать «игрофицированный» урок в формате квеста: студент проходит слайды, на каждом нужно решить задачку (найти подсказку на интерактивном изображении, ответить на вопрос викторины и т.д.), чтобы перейти далее. Методист курса может сделать урок в формате квеста: на каждом слайде задача, интерактивный элемент, и только после ответа — переход дальше. Используется также для презентаций с раскрывающимися по клику блоками.
OnlineTestPad (Россия)
OnlineTestPad – многофункциональный сервис для создания онлайн-тестов и не только. Он особенно популярен среди русскоязычных преподавателей. Платформа позволяет делать классические тесты (с выбором ответа, открытые вопросы), опросы и анкеты, кроссворды, а также уникальный формат - интерактивные диалоги и целые уроки (последовательность материалов и заданий).
Что делает:
Тесты, опросы, диалоги, кроссворды.
Как использовать:
Преподаватель английского может создать тренажёр-диалог, где ученик выбирает фразы. Учителя истории создают викторины с этапами, а результаты фиксируются в системе.
Explain Everything (США / Польша)
Explain Everything – это цифровая интерактивная доска, объединяющая возможности презентации, доски и видеозаписи. Часто ее называют «виртуальной доской для объяснений».
Что делает:
Виртуальная доска с возможностью записи объяснений.
Как использовать:
Преподаватель математики записывает видео, где рисует формулы и поясняет голосом. Или проводит вебинар с рисованием на доске, где студенты могут участвовать.
Flippity (США)
Flippity – необычный, но очень полезный инструмент, представляющий собой набор шаблонов на базе Google Таблиц. По сути, Flippity превращает электронные таблицы в образовательные игры и упражнения. На сайте Flippity доступно множество шаблонов: флеш-карточки, викторина в стиле Jeopardy, список случайных пар / команд, спиннер (колесо фортуны), бинго, кроссворд, таблица результатов и многое другое.
Что делает:
Шаблоны интерактивных игр на базе Google Таблиц.
Как использовать:
Преподаватель английского превращает таблицу в теле-викторину. Также используется генератор случайных тем и карточек.
Miro (Россия / США)
Популярный онлайн-доска для совместной работы, широко используемая и в бизнесе, и в образовании. Представьте бесконечный чистый лист, на котором можно размещать стикеры, текст, изображения, рисовать от руки, строить схемы – и всё это могут делать одновременно несколько человек. Miro предоставляет богатый набор элементов (фигуры, стрелки, диаграммы) и шаблонов. Для образовательных целей Miro ценна как платформа для мозговых штурмов, маппинга идей, создания майндмэпов, совместного планирования проектов.
Что делает:
Совместная онлайн-доска.
Как использовать:
Студенты коллективно создают интеллект-карту проекта, оставляют идеи на стикерах, участвуют в голосовании. Используется для мозговых штурмов и визуализации.
Cacoo (Япония)
Что делает:
Создание схем и диаграмм.
Как использовать:
Студенты рисуют блок-схемы алгоритмов, экосистемы или бизнес-процессы. Поддерживает видеозвонки и комментарии.
MindMeister (Германия / Австрия)
Специализированный сервис для создания интеллект-карт (mind maps). Он позволяет визуально структурировать информацию в виде древовидной схемы: центральная тема, от нее отходят ветви-подтемы, от тех – еще ветви и т.д.
Что делает:
Интеллект-карты (mind maps).
Как использовать:
Преподаватель истории создаёт карту причин и последствий войны. Студенты могут сами дополнять карту — это помогает визуализировать взаимосвязи.
Infogram (Латвия / США)
Платформа для создания инфографики и визуализации данных. С ее помощью методисты могут превращать сухие данные и тексты в яркие диаграммы, графики, интерактивные карты и лонгриды. Сервис удобен тем, что предоставляет готовые шаблоны дизайна: выбираете шаблон отчета или плаката, заполняете своими цифрами и текстами – и получаете привлекательную инфографику. Infogram поддерживает интерактивные элементы: например, можно сделать график, где при наведении курсора отображаются точные значения (hover-инфо), или карту, где клики по регионам показывают показатели.
Что делает:
Инфографика и визуализация данных.
Как использовать:
Методист курса социологии визуализирует статистику в виде дашборда. Студенты делают мини-отчёты в виде инфографики.
Tricider (Германия)
Простой бесплатный сервис для brainstorming с голосованием. Он позволяет задать вопрос или проблему и пригласить участников предлагать идеи и голосовать за них.
Что делает:
Голосования и сбор идей.
Как использовать:
Студенты предлагают темы проекта и голосуют. Можно добавлять аргументы «за» и «против», удобно для дискуссий и обратной связи.
MadTest (Россия)
Онлайн-сервис для создания тестов и квизов. В русскоязычном сегменте он известен как еще одно решение для интерактивных тестирований. По функционалу MadTest схож с OnlineTestPad и другими генераторами тестов.
Что делает:
Быстрое создание тестов и квизов.
Как использовать:
Простой тест после урока: преподаватель составляет вопросы, студенты проходят и видят результат. Применим также на лендингах для привлечения.
H5P (Норвегия)
Популярная open-source технология для интерактивного контента. Это не единичный сервис, а целая библиотека готовых шаблонов интерактивных модулей, которую можно использовать на разных платформах (есть плагины для Moodle, WordPress, Drupal и т.д.).
Что делает:
Библиотека шаблонов для тестов, игр и тренажёров.
Как использовать:
Возможности H5P ограничены лишь фантазией методиста. Например, на платформе онлайн-школы можно внедрить активности H5P: студент читает текст лекции и по ходу отвечает на всплывающие вопросы (это шаблон Column или Course Presentation). Преподаватель внедряет в урок интерактивные задания, видео с вопросами, квесты. Всё это интегрируется в Moodle или WordPress.
Вывод
Все перечисленные сервисы – лишь вершина айсберга интерактивных технологий в обучении. Главное, что у них общего: они помогают сделать студента активным участником урока, а не пассивным читателем или слушателем. Будь то игра, викторина, совместная доска или видео с вопросами - такие элементы поддерживают интерес, вовлекают в соревновательный или исследовательский процесс, дают мгновенную обратную связь. Многие инструменты имеют бесплатные версии, что позволяет пробовать и внедрять новинки без бюджета. Попробуйте один-другой сервис из списка для вашего следующего онлайн-занятия - и вы увидите, как загорятся глаза ваших учеников. Интерактивность в обучении - это не дань моде, а эффективный способ повысить качество усвоения материала и удовольствие от процесса и для студентов, и для преподавателя.
Смелее экспериментируйте с форматом уроков, а технологии, как мы убедились, предлагают для этого все возможности!